Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинцы зачастили в супермаркеты

29 июля 2013, 10:13 0
Поделиться

По мнению чиновников, увеличение оборота розничной торговли является прямым отражением улучшения благосостояния граждан. Пока в Европе наблюдается снижение покупок в супермаркетах, в Украине ритейлеры чувствуют себя прекрасно. С начала этого года объем розничных продаж поднялся более чем на 10%, продолжая тенденцию роста последних нескольких лет, отмечает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Согласно информации Госслужбы статистики, с начала года общий объем оборота розничной торговли увеличился на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 324 млрд гривен. В целом рост розничной торговли наблюдается на протяжении последних нескольких лет. В 2012 году он был равен 15,9%, в 2011-м — 14,7%, в 2010-м — 9,8%.

По мнению экспертов Минэкономразвития, сообщается в информационно-аналитическом бюллетене КМУ, увеличению товарооборота в 2012-2013 годах способствовали рост реальной заработной платы и доходов населения, а также проведение Евро-2012. Реальные располагаемые доходы населения в 2012 году поднялись на 9,7% по сравнению с 2011 годом, в первом квартале 2013 г. — на 7,6%.

Сегодня организованная торговля, в том числе сетевая, занимает около 55-60% украинского рынка розничной торговли. Самыми крупными розничными операторами являются ГК «Фоззи» («Сельпо», «Фора»), ГК «Большой карман», АТБ-Маркет, ГК «Фуршет», «ЭККО», Metro C&C. В секторе бытовой техники и электроники лидируют ГК «Фокстрот», «Эльдорадо», COMFY, «Технополис».

На современном этапе развития рынка наблюдается переход операторов на новые форматы организации торговли, а также качественный рост отрасли (усовершенствование и увеличение спектра услуг, сервисов, ориентированных на спрос потребителей), отмечают экономические аналитики.

Напоминим, за девять месяцев 2012 года оборот розничной торговли в Украине увеличился на 16% и составил 578,2 млрд грн. Об этом говорят данные Государственной службы статистики.

Наибольший оборот розничной торговли за девять месяцев 2012 года наблюдался в Киеве (73,866 млрд грн) и Донецкой области (56,973 млрд грн), наименьший — в Севастополе (7,158 млрд грн) и Черновицкой области (8,109 млрд грн).

Согласны с тем, что рост розничной торговли в Украине свидетельствует об увеличении доходов населения и неудовлетворенном спросе, и эксперты, которые высказали свое мнение специально для Inpress.ua. В ближайшей перспективе, по их мнению, официальный товарооборот может увеличиться за счет повсеместного внедрения торговых терминалов и ограничения на наличные расчеты свыше 150 тыс. грн.

Финансовый эксперт Анатолий Заика в увеличении розничной торговли отмечает два момента: доходы населения выросли и люди начали больше тратить на потребление, второе — требование по внедрению кассовых аппаратов косвенно начало стимулировать декларирование того товарооборота, который находился «в тени».

Как отмечает директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, рост розничной торговли свидетельствует о неудовлетворенном спросе со стороны населения, а также о росте доходов населения — если бы не было роста доходов, мы бы не наблюдали роста розничной торговли.

Тем не менее, по мнению Антимонопольного комитета, доходы ритейлеров растут еще больше, чем у народа в целом. Причем происходит это благодаря отнюдь не легальным способам. Напомним, что 23 июля АМКУ предъявил официальные обвинения 18 крупнейшим розничным сетям Украины, среди которых «Сильпо», «АТБ-маркет», «Ашан», «Фуршет» и Metro C&C. В целом они контролируют 80% столичного розничного рынка. Комитет подозревает ритейлеров в том, что правила, установленные ими для работы с поставщиками, привели к росту цен на продукты.

Согласно данным Госстата, на протяжении 2010-2011 годов государственный индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. В то время как в розничных сетях Киева рост цен на основные продукты питания составлял 22-38%, а на некоторые продукты даже 50-70%.

В АМКУ считают, что причиной подорожания продуктов питания является то, что супермаркеты требовали от поставщиков продуктов оплачивать дополнительные услуги по рекламе, бонусам и т. д., составляющие порядка 5-10% от стоимости товара. В то же время розничные сети заставляли поставщиков оплачивать товар с отсрочкой до 120 дней.

В свою очередь представители сетей супермаркетов в официальных комментариях опровергают, что между ними существовал какой-либо сговор и само существование дополнительных требований от них к поставщикам продуктов.

Юристы считают, что АМКУ будет сложно доказать, что действия разных сетей супермаркетов были согласованы между собой и не были обоснованы объективными причинами поднимать цены. «Сложность квалификации заключается в необходимости доказать согласованный характер таких действий. К тому же ведомству необходимо будет опровергнуть доводы компаний о наличии объективных экономических причин для поднятия цен», — отмечает партнер юридической компании Arzinger Лана Синичкина.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях