Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Госбюджет — пациент скорее жив

25 июля 2013, 11:00 1
Поделиться

Конечно, после того, как президент подписал закон о введении векселей, дефицит госбюджета может номинально снизиться.

Игра цифр

В Министерстве финансов Украины сообщают, что дефицит госбюджета Украины за I полугодие 2013 года увеличился в три раза — до 22,5 млрд грн против показателя в 6,7 млрд грн за первое полугодие 2012 года.

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, из обстоятельства, что дефицит госбюджета Украины по итогам I полугодия вырос в три раза, не стоит делать сенсацию или большую проблему.

«Даже с таким ростом дефицита госбюджета Украина по показателю дефицита госбюджета к ВВП занимает уровень, на котором находится Хорватия. Этот показатель у нас почти аналогичен Польше, Словакии, Чехии и при этом ниже, чем во Франции, Японии или Новой Зеландии. Хотя в России, например, показатель дефицита госбюджета ниже, чем в Украине», — отмечает эксперт.

По итогам I полугодия доходы общего фонда госбюджета составили 142 млрд грн, рост, по сравнению с первым полугодием прошлого года, составил 1,1 млрд грн, или 0,8%. Возмещено НДС на 27,5 млрд грн, что на 4,5 млрд грн, или 19%, больше прошлого года. Вместе с тем объем текущей задолженности по возмещению НДС составляет 4,5 млрд грн и еще 11 млрд грн, которые на сегодняшний день оспариваются в судах.

Следует отметить, что дефицит госбюджета (22,5 млрд грн) все же почти вдвое(!) меньше запланированного, т. к. «плановый» дефицит на текущий год составляет 50,43 млрд грн.

По словам руководителя аналитического департамента инвесткомпании Сoncorde Capital Александра Паращия, в соответствии с планом, доходы бюджета в 2013 году должны вырасти на 4,9%.

«За первые полгода они сократились на 0,3% г/г, и даже этот результат несколько приукрашен поддержкой НБУ и авансовыми платежами по налогу на прибыль. Если предположить, что с июля по декабрь доходы бюджета прекратят сокращаться и будут на уровне прошлого года, то недоимка в бюджет составит около 17 млрд грн. Ну а если чуда не произойдет и нисходящий тренд сохранится, то недобор по доходной части нужно ожидать на уровне 25 млрд грн», — подчеркивает специалист.

Напомним, что госбюджет на 2013 год принят с дефицитом на уровне 50,43 млрд грн (3,2% от ВВП), доходами — 361,5 млрд грн, расходами — 411,9 млрд грн, возможностью предоставления госгарантий на 50 млрд грн. Вместе с тем госбюджет в 2012 году сведен с дефицитом 53,39 млрд грн (3,8% от ВВП), что в 2,3 раза больше дефицита 2011 года. Сводный бюджет за 2012 год выполнен с дефицитом 50,73 млрд грн.

В целом дефицит госбюджета, по ожиданиям компании EY (ранее — «Эрнст энд Янг»), в текущем году вырастет до 5,1% от ВВП, зато в следующем, 2014 г., — снизится до 4%, в 2015 г. — до 3,4%, в 2016 г. — до 2,5%.

Согласно оценкам Александра Паращия, разрыв между запланированными расходами и реалистичным уровнем доходов будет около 70 млрд грн (около 5% от ВВП). Но Минфин не будет его полностью оплачивать, накапливая задолженность. Так что по кассовому методу (факт по доходам и по расходам) дефицит составит около 50 млрд грн, или 3,5% от ВВП. Это без учета «Нафтогаза» — подчеркивает эксперт.

По его словам, по расходной части есть необходимость увеличить расходы на субсидирование «Нафтогаза». Заявленный дефицит в 18,7 млрд грн явно очень оптимистичен, если только за I квартал убыток составил 7,75 млрд грн. Соответственно, нужно будет дополнительно покрывать убытки.

«Что касается доходной части, то был принят закон о трансфертном ценообразовании, также обсуждается много других идей о повышении налогового давления. Однако уже можно говорить, что чрезмерное налоговое давление негативно сказывается на развитии экономики и введение новых налогов еще больше усугубит ситуацию. В лучшем случае рост доходов по новым налогам будет компенсироваться падением доходов от старых источников с общим нулевым эффектом», — говорит Александр Паращий.

Со своей стороны Александр Охрименко не видит угроз для доходной части госбюджета-2013. «Традиционно в конце года растет экономика и растут поступления в госбюджет налогов. Ожидается большой урожай зерновых в этом году, что должно стимулировать рост всего рынка продовольствия, что может привести к росту налоговых поступлений. Кроме того, политика повышения акцизов на алкогольные и табачные изделия даст хороший приток налогов. А также в этом году ожидается рост налогов в связи с принятием закона о трансфертном ценообразовании, а также сбора за утилизацию старых автомобилей», — заключает специалист.

Следует отметить, что правительство активно изыскивает дополнительные источники поступлений. Тут необходимо выделить борьбу с «тенизацией» фонда заработной платы, ограничение с 1 сентября суммой 150 тыс. грн допустимого размера операций с наличной гривной, увеличением акцизов на алкогольные и табачные изделия, возможным повышением акциза на топливо и т. д.

Отметим, ранее исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко высказывал мнение, что госбюджет будет выполнен без роста дефицита. «Бюджет 2013 года будет выполнен с плановым параметром дефицитности, но возможно сокращение расходов по несоциальным статьям», — считает эксперт. При этом он уверен, что макроэкономические показатели госбюджета должны быть пересмотрены в ближайшее время, но пересмотр вовсе не означает, что государство вдруг прекратит выполнять свои социальные обязательства (повышение зарплат, пенсий и т. д.).

Секвестр vs увеличение госбюджета

Из официальных сообщений тональность «пересмотра» госбюджета пока не совсем понятна. С одной стороны, правительство старается не ограничивать себя в тратах, и вся информационная составляющая направлена на позитивное восприятие роста госрасходов.

Кстати, в июне президент Виктор Янукович призвал правительство и парламент пересмотреть госбюджет на 2013 год в сторону увеличения. Тогда первый замглавы Администрации Президента Ирина Акимова уточнила, что, говоря о корректировке госбюджета на текущий год, президент отстаивал позицию необходимости изыскания средств для реализации социальных инициатив.

Аналогичного мнения придерживался и министр финансов Юрий Колобов, который назвал бюджет-2013 реалистичным в плане наполнения и считал, что в нем следует повысить расходную часть. При этом министр исключил урезание расходных частей. «Урезания не будет, потому что есть те доходные части, которые мы видим, бюджет наполняется», — утверждает министр.

Впрочем, общая логика указывает на то, что речь идет все же о секвестре. «Скорей всего, речь идет о секвестре, потому как даже текущий план по расходам выполнить не удастся. Но даже если говорить о секвестре, то здесь у правительства очень ограниченное поле для маневра, поскольку 95% всех расходов — это так называемые „текущие расходы“, куда входят зарплаты, соцвыплаты, обслуживание госдолга (на его погашение тратятся миллиарды из золотовалютных резервов НБУ) и другие „защищенные“ статьи», — отмечает Александр Паращий.

Версию о секвестре косвенно подтверждают и в Минфине. Директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук пояснила, что пересмотр госбюджета по итогам именно девяти месяцев целесообразен, а также сказала о том, что «есть непростая ситуация с обеспечением выполнения госбюджета». В то же время она подчеркнула, что пересмотр будет осуществлен лишь в случае необходимости.

Со своей стороны Александр Охрименко отмечает, что когда принимали госбюджет на 2013 год, уже тогда говорили, что по итогам I квартала 2013 года он может быть пересмотрен. По его мнению, пересмотр, скорее всего, не произойдет, так как запуск финансовых казначейских векселей существенно уменьшит нагрузку на дефицит госбюджета и уже не нужно будет говорить о секвестре. Благодаря векселям по итогам 2013 года дефицит госбюджета может уменьшиться до 2,8% от ВВП.

Впрочем, несмотря на позитивные отклики экономических экспертов относительно внедрения казначейских векселей, этот процесс может затянуться. Примечательно, что в Федерации работодателей, которую возглавляет не кто иной, как Дмитрий Фирташ, подсчитали, что объем потерь оборотных средств предприятий в случае полноценного введения в оборот казначейских векселей может составить 20 млрд грн. При этом Фирташа довольно сложно назвать «экономическим оппозиционером».

В целом, несмотря на «неплохие» цифры бюджетного дефицита, отмечается и негативный фактаж. Так, во многих регионах местные власти заявляют, что Госказначейство задерживает трансферты в местные бюджеты. По словам Александра Паращия, это связано с падением доходов и продолжаться будет, пока не закончится фискальный кризис.

Со своей стороны Александр Охрименко называет причиной такой ситуации действия местных властей, вернее — почти полное их отсутствие.

«Проблема трансфертов местным бюджетам кроется в самих местных бюджетах. Госказначейство не может и дальше допускать, что кредиты, которые были ранее выданы местным бюджетам для временного финансирования кассовых разрывов, не погашаются. Сумма этих кредитов уже больше 10 млрд грн, и это носит крайне негативный характер. Пока местные власти не начнут реально работать на местах и решать проблему погашения своих долгов, ситуация не изменится. Госказначейство может только финансировать „социально защищенные“ статьи бюджета (пенсии, заработную плату бюджетниками и т. д.)», — резюмирует эксперт.

Поделиться

Комментарии

1
Sergey_Andryuhovich 25.07.2013, 15:18

Векселя серьезно поспособствуют решению вопроса с долгами и НДС, учитывая опыт зарубежных векселей, которые также снижают долговые нагрузки на бюджеты. Причем, что характерно, бизнес отзывается очень положительно о законе, то есть уже готова почва для векселей к работе.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях