Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Налоги и мы - как научить украинцев любить Родину?

30 мая 2013, 09:00 7
Поделиться

Любить Родину по-настоящему - это значит не только начинать день с пения ее гимна (пусть даже и на государственном языке), а в День Независимости гулять исключительно в вышиванке...

Увы - для настоящего патриота сегодня этого далеко не достаточно. Любить Родину в современных нам капиталистических реалиях - значит вовремя и, по возможности, честно платить налоги.

Деньги вместо чувств

Подобное определение истинного патриотизма выглядит парадоксальным только на первый взгляд, ибо является наиболее прагматичным объяснением его сути, в отличие от других, которые на девять десятых состоят из идеологических догм и эмоциональных абстракций.

Итак - гражданин любит, чтобы его жизнь, собственность и интересы были защищены - как внутри страны, так и за ее пределами. Наиболее же эффективным защитником всех этих безусловных ценностей (еще со времен Великой Французской революции прикрываются лозунгом защиты "прав и свобод") является сильное государство.

Но для того, чтобы государство было сильным и могло помочь своим гражданам, ему необходимы... деньги, деньги и еще раз деньги, львиная часть которых поступает именно в виде налогов из карманов сознательных граждан.

Таким образом, налогоплательщик расплачивается не только за сравнительно безопасное (хотя и не всегда безбедное) сегодняшнее существование, но и за некоторую тень уверенности в завтрашнем дне (которая, согласимся, в Украине весьма призрачна).

Все вместе и составляет комплекс социальных гарантий, которые общество получает от государства взамен на средства, предоставляемые на содержание его представителей - от письмоводителя в поселковом совете до Президента.

Именно подобные меркантильные - сугубо денежные - взаимоотношения связывают общество с государством гораздо более прочно, нежели голые чувства (которые не могут быть особо теплыми по определению с обеих сторон).

Заметим также, что ничто так не способствует объединению нации и державы в целом, как фискальный патриотизм, отвергающий возможность двойного (тройного и более) гражданства по самой своей экономической сути. Ведь среди владельцев двух (и более) паспортов сегодня вряд ли найдутся желающие в полном объеме платить налоги на содержание сразу двух (и более) госаппаратов...

Украинцы же в этом вопросе пошли еще дальше. Говоря попросту - наши соотечественники (в том числе - и проживающие за рубежом) очень желают получать от государства эффективную защиту и помощь, однако при этом не хотят за это платить!

No money – no funny

Результаты подобного "особого" отношения к столь интимному вопросу как уплата налогов мы и видим сегодня. Это – отсутствие должных социальных гарантий для населения внутри страны и весьма невысокий авторитет Украины как государства на международной арене.

При этом граждане (от подрабатывающих пенсионеров до неработающих миллионеров) усиленно делают вид, что честно платят налоги, а государство - столь же добросовестно притворяется, что может их защитить - от обнищания, болезней, финансовых пирамид, международных террористов и т.п.

Причем, если крупные украинские буржуи "оптимизируют" налоги, уводя миллиарды в оффшоры, средний и малый бизнес пытается "договориться" с фискальными органами на местах, а рядовые граждане просто пытаются заработать друг на друге пару сотен гривен (не платя ни гроша родной державе) и при этом - еще залезть в карман государству через обширную дырку льгот.

После этого все без исключения жалуются на низкий уровень жизни (малые возможности для бизнеса, отсутствие качественной бесплатной медицины/образования и проч.) в "этой стране", но при этом... фактически продолжают воровать у "этой страны" (точнее - у себя самих) относительно светлое будущее, пытаясь прожрать его в настоящем. Чтобы потом снова - жаловаться и ...воровать: кто по-крупному, кто - по мелочи.

Итог: в личном плане среднестатистический украинец живет все лучше. Не верите? Посчитайте насколько увеличилось количество авто на дорогах и во дворах. И это - на фоне постоянного подорожания топлива. Заметим, что существенную часть среди этих авто составляют легковушки бизнес-, а то и премиум-класса, официально принадлежащие "временно безработным"...

Прибавьте к этому число квадратных метров (в отдельных домах и квартирах), реально приходящееся на среднего украинца. А также - сколько у него так называемой "инвестиционной" недвижимости, ожидающей очередного взлета цен на рынке и сколько квартир - под сдачу (без уплаты налогов, разумеется).

Вполне естественно, что на фоне непрерывного роста "черных" и "серых" доходов практически всех групп населения Украины, официальные зарплаты (особенно в бюджетной сфере) увеличиваются куда как более скромными темпами.

Столь же смешными (даже по сравнению с нашими ближайшими соседями) выглядят и зарплаты украинских силовиков (армия, МВД, СБУ), призванных защищать общество, которое может, но не хочет за это платить.

Ну, а сравнительно невысокие официальные доходы чиновников с определенного уровня все же неплохо компенсируются возможностью брать взятки. Однако это отнюдь не способствует повышению эффективности работы госаппарата в целом и повышению авторитета государства - как внутри державы, так и за ее пределами.

Кстати, наблюдается это уже на третьем десятке лет украинской "независимости", т.е. в то время, когда большинство не только пост-социалистических, но и пост-советских государств уже успешно переболели этой детской болезнью.

Налогоплательщики (всех масштабов) большинства молодых демократий просто вынуждены были понять, что без вложения своих кровных в укрепление государства, рассчитывать на получение какого-либо удовольствия от общения с ним, по меньшей мере, наивно.

Однако столь же наивно предполагать, будто к этой простой мысли общество (в любой стране) приходит самостоятельно, исключительно в силу своей врожденной сознательности. Чтобы по-настоящему (кошельком) полюбить свою капиталистическую Родину, народу порой необходима помощь - либо внешних обстоятельств (финансовые кризисы, стихийные бедствия, войны и прочие катаклизмы), либо родного государства, которое может убедить его в необходимости подобного сильного чувства. Причем - самыми разными методами.

Рецепт успеха

Если въехать во власть на протестных настроениях еще можно, то удержаться во власти на них нельзя. Для этого нужно уже использованные протестные настроения погасить и превратить "революционную" толпу в столь же послушную массу податных единиц, которые (при грамотном к ним отношении) будут плодиться, размножаться и исправно платить налоги, поддерживая тем самым власть.

Эта простая истина справедлива для руководства любой страны, причем вне зависимости от его политической окраски и исповедуемой идеологии. Секрет успеха прост - государство должно создать условия, при которых крупные собственники не захотели бы слишком уж сильно уклоняться от уплаты налогов, а основная масса рядовых налогоплательщиков просто не смогла бы этого сделать.

Для любой политической силы, которая хотела бы удержать власть в Украине, это означает:

1. Создание основным бюджетообразующим отраслям и контролирующему их крупному капиталу комфортных условий работы внутри страны и эффективная защита их интересов за рубежом (на мировых рынках).

2. Формирование сравнительно честных условий игры государства со средним и малым бизнесом, которые бы стимулировали их рост.

3. Поступательное расширение базы налогообложения на основную массу населения, в т.ч. на ее дополнительные, "неофициальные" доходы, которые по своему объему порой значительно превышают официальные.

4. Ведение эффективного информационного сопровождения проводимых реформ, для получения поддержки основной части электората и предотвращения информационных диверсий политических оппонентов.

Кстати, последний пункт сегодня особенно важен, хоть и стоит несколько в стороне от традиционных сфер интересов "крепких хозяйственников", чрезмерно увлекающихся "чистой" экономикой. Ведь в условиях неустойчивого положения руководства страны проведение любых, даже самых благодатных реформ без надежного информационного обеспечения обречено на безусловный провал.

Любовь с криком и прочие удовольствия

Что же касается остальных пунктов, то пока их исполнению сопутствует только частный успех. Так, попытки стимулировать национальный капитал постепенно свернуть оффшорные операции, предпринимавшиеся руководством страны в 2010- начале 2011 года, пока оказались не слишком удачными. В частности, поток реинвестиций из оффшоров (например, с Кипра), заметно снизившийся после смены власти в 2010 году, затем снова набрал силу и в настоящее время продолжает расти опережающими темпами.

Сомнительной по своей эффективности представляется и попытка ввести в действие в Украине так называемый "налог на роскошь" - т.е. фактически убедить крупных собственников пойти на самообложение дополнительным налогом. Экономическая составляющая подобного шага (дополнительные доходы в бюджет) пока выглядит весьма призрачно, а PR-составляющая (которая могла бы способствовать некоторому снижению социального напряжения в стране) за три года так и не получила развития.

Неожиданно более эффективными оказались действия новой власти по отношению к "мелким лавочникам" - представителям среднего и малого бизнеса, на которых украинская оппозиция рассчитывала и как на потенциальных финансовых доноров, и как на исправных поставщиков пушечного мяса для очередной "революции".

Несмотря на всю ожесточенную критику и прогнозы очередного апокалипсиса власти, введение норм нового Налогового Кодекса способствовало не только росту сбора налогов, но и заметному увеличению количества мелких предпринимателей. Вместо того, чтобы терять время (а значит - деньги) в качестве массовки на "Налоговом Майдане", они предпочли сыграть с государством по новым правилам (и заработать при этом). Судя по всему, довольными остались обе стороны.

Например, согласно официальной информации Министерства налогов и сборов, только в январе-феврале 2013 года, бизнесмены самостоятельно насчитали и выплатили государству 995,1 млн. грн. единого налога, что почти в три раза (!) больше, чем получил от них бюджет за аналогичный период прошлого года (346,2 млн. грн.). А по итогам первых четырех месяцев эта сумма перевалила за миллиард (1,7 млрд. грн.)

Количество же официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по итогам прошлого, 2012 года, увеличилось на 130 тыс. человек (до 1 млн. 200 тыс.)

Таким образом, при чуть более чем 10%-м росте рядов "мелких лавочников", добровольные налоговые поступления от них выросли на 300% - вполне достаточно для того, чтобы говорить если не о полной фискальной преданности среднего и малого бизнеса, то, по крайней мере, о его относительной лояльности к действующей власти.

Что же касается усиления налогового внимания к доходам самых широких масс "маленьких" украинцев, то в этой области государство пока действует с настойчивостью асфальтоукладочного катка: тихо, медленно, неотвратимо и... с почти такой же грацией.

Одним из первых сигналов этого тихого наступления стало формирование единого реестра недвижимости, с внесением в него подробной информации о ее собственниках и введение столь же единой системы ее оценки (ближе к рыночной). Таким образом готовится атака на наиболее прибыльный (и массовый) сектор теневых доходов наших сограждан - торговля и аренда недвижимостью, на которой сегодня так или иначе зарабатывают миллионы украинцев, предпочитая ничего не платить государству.

Эффектным (и эффективным) продолжением подобного курса может стать составление единого реестра граждан льготных категорий (с проверкой каждого из льготников), которое намечено руководством страны на ближайшее время. Хотя тема оптимизации количества льгот в Украине (с их постепенной заменой на адресную денежную помощь) и выходит за рамки данной публикации, этот процесс самым непосредственным образом связан и с осуществлением фискальной политики.

Дело в том, что после "чистки рядов" льготников, многие бизнесмены-индивидуалы и целые предприятия лишатся возможности недоплачивать налоги государству. Это вряд ли вызовет у "обиженных" особый энтузиазм - даже если выяснится, что на протяжении долгих лет они пользовались налоговыми льготами незаконно, т.е по сути залазили в карман своим более законопослушным соотечественникам...

Ну, а точкой кульминации взаимных чувств государства и общества в Украине станет введение обязательного всеобщего декларирования доходов - всеми гражданами страны. По предварительным данным, "всенародное" обсуждение подобного законопроекта начнется уже в текущем, 2013 году, а практическая реализация - уже в 2014-м (после того как будет собрана вся недостающая информация о неофициальных источниках дохода граждан).

В том, что подобная налоговая революция (уже без кавычек) в Украине рано или поздно произойдет - сомневаться не приходится. Ведь декларируют же свои доходы граждане большинства "развитых" капиталистических демократий, в общество которых мы так стремимся попасть. Вот только заявленные руководством страны сроки (за год до президентских выборов) вызывают некоторые сомнения.

Уже сейчас можно представить, какой вой поднимут по этому поводу наиболее "независимые" масс-медиа Украины, находящиеся на полном содержании различных оппозиционных сил и их зарубежных спонсоров. Удивляться этому не приходится - впрочем, как и тому, что действующая власть уже привыкла давать своим оппонентам козыри в самый неудобный для себя момент.

Что ж - тем отчетливее будет видна роль эффективной информационной поддержки проводимых преобразований, без которой борьба за умы и кошельки налогоплательщиков грозит выплеснуться из информационного пространства в пространство реальное - т.е. просто на улицы...

Поделиться

Комментарии

4
Sergey Dorofeev 04.06.2013, 00:02

не знаю, конечно, каким ветром сюда интуриста занесло, но излагает он складно: патриотизм - это не на майдане стоять, и не с фашизмом бороться. патриотизм - это жить по законам и отвечать за свои действия. да. и за свои налоги тоже.... ну, ниче. совок в головах потихоньку выйдет... кстати, таких как по ходу уже больше миллиона. вот уж действительно - ты не один!

Polakem_jestem 03.06.2013, 23:34

как интересно рассуждаете Вы, уважаемый. тилко хотел бы напомнить пану, что государство - это, прежде всего, те граждане, котрые в нем жывут. если у Вас, на Украине, етого нема, то нельзя построить такую державу себе. нужно понимать, что податки сплачивать надо... я когда-то был таксистом, мы все были вазмущщены тем, когда нас заставляли устанавлять кассы в авто. теперь же мы привыкли, ми уже в ЕС. пусть я глосовал за крестьян, но теперь понимаю, что ето было нужно. нет налогово, нет государства

bogdan.gordasevic 03.06.2013, 13:55

Бажаю автору усамітнитись у такій державі, де "Ну, а точкою кульмінації взаємних почуттів держави і суспільства в Україні стане введення обов'язкового загального декларування доходів - усіма громадянами країни." Не перетворюйте життя у зону, а робіть так, щоб податки ставало вигідно платити добровільно - це дуже складно, але можливо, якщо таким розумноподібним базіканням буде не місце в головах справді розумних людей.

bogdan.gordasevic 03.06.2013, 13:49

Автор статті нагадує мені нашу сучасну освіту в Україні: знання дає начебто розумні, але толку від них мало для легкого працевлаштування і життя реального.
Також не треба підміняти поняття: "сплати податків" там, де реально йде примусове "здирання податі"
Державі податки активно сплачують тоді, коли держава підконтрольна платнику і він реально відчуває це. Коли ж бюджет в наглу розкрадають - тільки дурень буде сплачувати податки добровільно і за тими принципами, що задекларовано тут. Сучасна держава скоріше є насосом викачування статків з населення, чим гарант його добробуту, тому: "наша песня хороша - начинай сначала"

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях